Краткая историческая справка
"Пещерный город" Чуфут-Кале расположен близ г. Бахчисарай, в 3,5 км к югу от Ханского дворца.
Чуть ближе к Бахчисараю находится Успенский скальный монастырь. Некоторые источники относят время его основания к VIII-IX вв., однако данные археологии указывают на более позднюю дату - не ранее XII в. К концу XV в. монастырь становится резиденцией митрополита и центром православия в Крыму. После переселения христиан с Крымского полуострова в Северное Приазовье в 1778 г. монастырь опустел, и начал вновь функционировать только в середине XIX в. Тогда были восстановлены старые и вырублены новые кельи и церкви. Сильно пострадали постройки монастыря после гражданской войны. В 1992 г. монастырь вновь начал действовать и, к сожалению, подвергся переделкам, сильно исказившим его облик.
Чуфут-Кале - комплекс хозяйственных, жилых и культовых построек, вырубленных в скалах. Несмотря на условное название "пещерный город", люди жили здесь в основном в наземных жилищах, от которых остались в лучшем случае фундаменты, заросшие травой. Время основания города определить сложно, но гото-аланских склепы близ города датируют VI-IX вв. Первое упоминание крепости в письменных источниках относится к 1298-99 гг. В это время она была известна под названием Кырк-Ор ("сорок замков"). В середине XIV в. крепость была захвачена татарами. В период распада Золотой Орды (кон. XIV-нач. XV вв.) Кырк-Ор служил резиденцией некоторых претендентов на ханский престол. В начале XVI в. крепость сохраняет значение только укрепленного убежища, т.к. ханская резиденция переносится в Салачик (Староселье), а затем и в Бахчисарай. В конце XVI - начале XVII в. татары покидают крепость, и здесь остаются только караимы и армяне. Вскоре название Кырк-Ор меняется на Кале, а затем - на Чуфут-Кале ("Иудейская крепость"). Это название окончательно укореняется в XIX-XX вв. К середине XIX в. город почти полностью опустел из-за трудностей с водоснабжением, а также из-за того, что для караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае (ранее им разрешалось только держать там лавки и торговать до захода солнца). С этого времени город становится местом прогулок любителей истории. Здесь бывали известные писатели, поэты и художники (А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, И.Е. Репин, В.А. Серов, и многие другие).
Что смотреть
Сохранились: Южные ворота "Кичик-Капу", комплекс пещерного христианского монастыря, руины мечети (сер. XIV в.) , мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-Ханым (XV в.), система оборонительных рвов, предположительно ханский монетный двор, ворота Орта-Капу (Средние ворота), усадьба А.С. Фирковича (XIX в.), Биюк-Капу (Большие ворота), тюремный каземат, кенассы (караимские молельные дома, XIV-XVIII вв.), колодец Тик-Кую, выводящий в пещеру с бассейном, и другие постройки.
Местные особенности
В Успенском монастыре и на прилегающей территории отношение к туристам крайне недружелюбное: нас несколько раз пытались обругать и прогнать - за глоток сухого вина из фляжки в 50 метрах от монастыря ("Это компот!" - возмутилась девушка из нашей группы, и поп убежал с извинениями), за пару безобидных вопросов по поводу происхождения их меда - на рыночке близ входа, за случайно услышанное слово "татуировка" у источника, и т.д. И это все - на территории, которая формально монастырем не является, а просто находится в зоне их прямой видимости. Сам монастырь удалось осмотреть только части нашей группы ввиду строгостей насчет внешнего вида. Фотосъемка запрещена, но несколько "подпольных" кадров сделать все же удалось.
Чуфут-Кале - полностью благоустроенный музейный объект. Иногда он кажется даже чрезмерно благоустроенным. От солнца и толп туристов проще всего укрыться, осматривая системы пещер - они почему-то предпочитают ходить по поверхности, иногда заглядывая только в самые заметные "дырки". Рекомендуем обязательно посетить колодец, недавно откопанный местными спелеологами - очень впечатляющий спелестологический объект. Интересны выросшие за несколько веков сталактиты, подземное озеро и древние надписи.
Пропитаться можно в татарских кафе на окраине Бахчисарая близ Успенского монастыря.