На главную страницу
На главную страницу

[Путешествия] [Ссылки] [Спелео] [Юмор] [Гостевая]

"Наскальная светопись"

Авторский вариант статьи, опубликованной в журнале "Лучшие Цифровые Камеры" - сентябрь 2006

Авторы:
Алексей Поляков, Александр Никольский

Введение

Таинственный и прекрасный мир Подземли... Стены подземного грота, освещенные неровным светом свечей... Капля воды, медленно растущая перед своим полетом на кончике сталактита... Причудливые формы естественных пещер, правильная геометрия искусственных выработок или фантастические пейзажи техногенных подземелий...
Даже если ты в первый раз попадешь в этот непохожий на наш мир, то наверняка захочешь передать увиденное на фотографии. И вот здесь большую часть того, что ты использовал, снимая на поверхности, придется забыть: хотя законы оптики везде одинаковы, под землей действует много других факторов, которых нет в привычном нам наземном мире.

  1. Темнота
    Обычно мы редко задумываемся о такой привычной для нас вещи, как свет. Под землю весь свет для фотографии (за редкими исключениями) придется принести с собой. И заранее привыкай к мысли, что подземный съемочный свет - это не встроенная вспышка на твоем фотоаппарате, а набор весом в несколько килограмм и более. В него могут входить несколько вспышек, свечи, фонари, отражатели... Конкретный набор будет зависеть от того, куда именно ты собрался, и что хочешь снять.
  2. Влажность
    Большинство естественных пещер произошли вследствие размывания и растворения горных пород водой. Именно этот сложный и малоизученный процесс дарит нам столь разнообразные и красивые подземные пейзажи. Обводненные районы встречаются и в искусственных подземных выработках
  3. Стесненные условия
    Представь себя ползущим на животе по узкому ходу с глиняным полом. В одной руке - штатив. В другой - фотоаппарат. В зубах - пакет со вспышками и другими мелочами. Если подобная картина тебя не напугала - значит, ты прирожденный подземный фотограф.
  4. Грязь и пыль
    Пещерная пыль сильно отличается от домашней. Привычная нам домашняя пыль состоит в основном из мягких частиц, тогда как под землей пыль минеральная, из мельчайших кусочков кварца, известняка и глины. Такой материал хорошо подходит для производства матовых стекол. В том числе из попавших в пещеру оптических приборов.
    Проблема сохранности фототехники под землей стоит особенно остро. Здесь есть два решения: либо приобретать (делать самому) герметичные боксы для фототехники, либо покупать такую технику, которую будет не жалко перемазать глиной или уронить в 30-метровый колодец.

Чем и на что снимать

Главное, от чего зависит качество снимков (после рук фотографа, конечно) - это сам фотоаппарат. Использование дешевых "цифромыльниц" под землей вряд ли оправдано: работа со светом - это длинные выдержки, а аппараты такого класса, как правило, не позволяют делать выдержки больше 10-15 секунд, да и матрицы в них ставят шумноватые. Хороших варианта здесь два - пленочные камеры (старым "Зенитом-ЕМ", например, можно делать прекрасные снимки), либо цифрозеркалки.
Аппаратом классом пониже тоже можно обойтись, он он обязательно должен иметь ручные установки выдержки и диафрагмы, и возможность делать выдержки длиннее 15 секунд.
Хорошо, если есть и цифра, и пленка: "дубовый" пленочный фотоаппарат можно использовать в грязных и пыльных пещерах, а там, где почище - снимать на цифру. Что касается главного преимущества цифровой фототехники - возможности сразу увидеть снятую картинку, то, поснимав некоторое время на цифру и набив руку, будешь со временем делать меньше ошибок и на пленке. При съемке цифрозеркалкой, лучше всего сразу установить на нее широкоугольный зум-объектив и вообще не заниматься сменой оптики под землей (если, конечно, не хочешь после каждой фотосессии чистить матрицу).

Еще одна необходимая вещь - это штатив. Лучше, если их будет два: один - обычного размера, и второй - миниатюрный, помещающийся в кармане. Связано это с тем, что многие красивые образования растут на земле или близко к полу, и сделать фотографию с высокого штатива практически невозможно. Да и посшибать красивые натеки большим штативом гораздо проще, а этого друзья-спелеологи тебе не простят. Кстати, основное требование к штативу - не столько устойчивость, сколько легкость и удобство переноски: на момент нажатия на спуск никакого света, как правило, нет (или он минимален), и до того, как ты сделаешь первую вспышку, камера на штативе успеет "успокоиться".

Как уже говорилось, света под землей много не бывает. Основной его источник - это внешние вспышки. При этом встроенной в фотоаппарат лучше не пользоваться вообще: во-первых, ее мощности все равно не хватит, а, во-вторых, если вспышка расположена близко к объективу, то она замечательно осветит всю пролетающую перед твоим объективом пыль. Кстати, "энергетические шары" в египетских пирамидах и других подземельях, столь любимые "специалистами по тарелочкам", имеют именно эту природу. Если не веришь - посмотри любые "мыльничные" снимки из пещер или каменоломен и найди 10 отличий.

Незаменимая вещь - светосинхронизатор. Это такое маленькое устройство, которое подключается к отдельно стоящей вспышке, и обеспечивает ее срабатывание, если на фотоэлемент попал свет. Расставив по большому залу несколько вспышек с синхронизаторами, ты можешь хорошо осветить зал, "запустив" все вспышки от одной-единственной, находящейся со стороны камеры.

Может оказаться полезен и мощный галогеновый фонарь. Если имеющихся вспышек не хватает, а объем очень большой, то можно "рисовать" им стены на длинных выдержках, пользуясь методом "световой кисти": затвор открывается на длительное время (от нескольких секунд до десятков минут), и перемещением луча света создается нужная картинка. Правда, у такого метода есть и недостаток: картинка будет довольно плоской, так как свет идет из одной точки. Комбинировать свет фонаря и вспышек - можно, но опасно: помни, что у этих источников света разная цветовая температура. В результате получишь голубоватое освещение от вспышки, и желтое - от фонаря. И не забывай выбирать баланс белого вручную из предустановок, даже если снимаешь в RAW.

Вошедшие в последнее время в моду среди спелеологов мощные светодиоды, в общем случае, непригодны для фотографии. Они имеют монохроматический спектр, и могут использоваться только для создания отдельных спецэффектов: иначе никакой баланс белого тебя не спасет, и цвета на снимке будут, мягко говоря, странные. Кстати, если у тебя на лбу горит такая штука - не забудь ее выключить перед тем, как открыть затвор!

Удобство переноски фототехники также стоит не на последнем месте: до красивых мест зачастую приходится добираться, протискивая себя и фототехнику в узкие ходы, или упираясь локтями и коленями в острые камни на полу. Простейший вариант - это стандартный гермомешок, выложенный изнутри поролоном или другим мягким материалом. Такие мешки имеются в продаже и пригодятся не только в пещерах. При наличии желания и умения можно сшить более удобный транспортный мешок для фототехники, с жестким отделением для штатива и мягким - для всего остального. Можешь использовать и стандартные жесткие кофры, он они, как правило, обладают небольшой вместительностью и не слишком рассчитаны на такие экстремальные условия.

Фотосъемка в экскурсионных пещерах

Некоторое количество пещер, как у нас, так и за рубежом, оборудованы для посещения туристами. В них расширены узкие ходы, проложены дорожки, сделаны лестницы, проведено электричество. Иногда, чтобы окончательно испортить пещеру, в нее свозятся и монтируются в "естественном" положении различные красивости из других пещер (а то и вовсе слепленные из бетона), либо сажаются чучела неандертальцев и делаются "настенные росписи". Фотосъемка таких экскурсионных объектов имеет очень мало общего со спелеофотографией, и гораздо ближе к съемке ночного города.

Получить приемлемые фотографии в таких пещерах очень просто, получить действительно хорошие - необыкновенно сложно. Во-первых, как правило, ты идешь с группой, и на постановку каждого кадра у тебя будет не более минуты. Поэтому, при возможности, лучше носить штатив в разложенном состоянии (если разрешит экскурсовод, конечно). Постарайся компоновать кадр так, чтобы провода, источники света, головы туристов и прочие издержки цивилизации в него не попадали. Так как свет уже поставлен до тебя, и поменять его ты не можешь, следи за тем, чтобы в кадре было минимум чрезмерно ярких или совершенно темных участков, иначе мартице не хватит динамического диапазона, и на фотографии получатся однородные черные или светлые пятна. По той же причине, обязательно используй автоспуск: тогда камера успеет "успокоиться" на штативе, и ты избежишь смазанности картинки. Иногда администрация туристического объекта начинает сильно переживать, что человек со штативом и большим фотоаппаратом - профессиональный фотограф, который потом получит деньги за съемку в "их" пещере. В этом случае может оказаться полезным взятый с собой номер журнала "Лучший цифровые камеры" со статьей, где твоя цифрозеркалка названа, например, "лучшей ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ зеркальной камерой года".

В экскурсионных пещерах весь свет поставлен уже до нас, и единственное, что можно сделать - это выбрать хороший ракурс.
(Чехия, Слоупско-Шошувская пещера)
Автор - А. Поляков

Фотосъемка в искусственных выработках

Искусственные подземные сооружения по-своему красивы. Это могут быть старые каменоломни, культовые объекты (есть целые подземные монастыри), постройки оборонного значения... За десятки и сотни лет природные процессы делают в них свое дело: происходят обвалы, растут кальцитовые натеки - и вот уже бывшая каменоломня становится похожей на естественную пещеру. Интересная задача для фотографа - показать это сочетание творений рук человека и природы: например, маленькие сталактитики, растущие в геометрически правильном штреке, или старинные подсчеты добытого камня, сдеанные углем на обнатеченной стене.
Интересную картинку можно получить, красиво расставив по снимаемой части выработки горящие свечи, и доработав неосвещенное пространство вспышками.

Свечи и вода - это всегда красиво (Каменоломни Подмосковья).
Автор - А. Никольский

Свечи, расставленные вдоль затопленного водой штрека, создают ощущение загадочности.
(Чехия, заброшенный пегматитовый рудник)
Автор - А. Поляков

А что делать, если вспышка всего одна? Установи на камере ручную (или максимально длинную) выдержку и открой затвор. Перед этим необходимо поставить "пилотный" свет. Это может быть, например, маломощный фонарь, направленный на стену позади фотоаппарата. Этого света должно быть достаточно, чтобы не поломать ноги, гуляя со вспышкой в темноте. Если он будет ярче - пострадает конечный результат. После того, как затвор открыт и снимаемое пространство минимально освещено, бери в руку вспышку и иди вперед, высвечивая нужные детали нажатием на кнопку вспышки. При этом направляй ее под острым углом от себя и максимально прячься за камнями, иначе получишь на снимке полупрозрачные фрагменты собственного тела. Для рассчета подаваемого света используй таблицу, помещенную на задней стороне вспышки, прибавляя к показаниям таблицы 0,5-1 ступень. Это связано с тем, что таблица делалась в расчете на то, что некоторое количество света будет отражено от стен и потолка. А под землей стены, как правило, темноокрашенные (или очень далеко), и картинка получится темнее.

Для освещения огромных подземных пространств придется расставить людей со вспышками, а если людей не хватит - то воспользоваться светосинхронизаторами. В этом сюжете задействовано 5 вспышек - попробуй найти все!
(Чехия, заброшенный пегматитовый рудник)
Автор - А. Поляков

Затопленные водой старые выработки - прекрасная школа постановки света.
(Каменоломни Подмосковья)
Автор - А. Никольский


Сравнительно легкая доступность заброшенных каменоломен делают возможными самые нелепые и неожиданные постановки. Например, замечательно будет смотреться красивая девушка в бальном платье, позирующая в грязной луже среди мокрых стен.

Сравнительно легкая доступность старых каменоломен позволяет проводить в них самые неожиданные постановки.
(Каменоломни Подмосковья)
Автор - А. Поляков, модель - Ирина Дементьева

Фотосъемка в естественных пещерах

В естественных пещерах снимать еще сложнее. Прежде всего, из-за значительных объемов подземных пространств. Залы высотой по тридцать метров и длиной несколько сотен метров - не редкость в Крыму и на Кавказе. Как осветить такой объем? Теми же способами, что были описаны выше, но работы придется проделать намного больше. В больших подземных пространствах обычно работают вдвоем: один ходит по пещере и орудует вспышкой, второй же стоит у фотоаппарата и по команде открывает и закрывает объектив крышечкой или просто кусочком черного картона. Он же следит за тем, чтобы первый не попадал в кадр.
Различные виды натеков, зачастую прозрачных или ярко окрашенных, залы причудливой формы, подземные озера - все это необыкновенно красиво, но требует правильной постановки света. Каждая вспышка здесь должна быть на своем месте, иначе снимки будут не только неузнаваемыми, но и просто невыразительными. Чтобы подчеркнуть красивую фактуру поверхности, используй скользящую вспышку, а для передачи прозрачности натеков пользуйся контровой вспышкой, расположенной позади них. Разумеется, необходим и фоновый заполняющий свет. Так что для любой, даже самой маленькой сцены, обычно требуется 2-3 или более вспышек. Поставленная на заднем плане свечка в сочетании с длинной выдержкой внесет разнообразие в цветовую температуру снимка, и придаст ему особою теплоту.

Для проработки структуры поверхности таких вот "сахарных" сталактитов можно пользоваться боковой скользящей вспышкой.
(Чехия, пещера Сполечняк)
Автор - А. Поляков

Зажженная на заднем плане свеча разнообразит цветовую температуру снимка, и придаст ему приятную теплоту.
(Чехия, пещера Сполечняк)
Автор - А. Поляков

Лед в разных видах

Кроме собственно ледяных пещер, лед встречается под землей очень часто, и отличается большим разнообразием форм. Некоторые пещеры широко известны красотой своих ледяных образований, появляющихся по весне и исчезающих в конце лета. Фотографирование льда - сложный процесс, немного похожий на фотографирование стекла. Ледяной сталагмит можно подсветить снизу, сверху, сбоку, но добиться того, чтобы свет играл на мельчайших воздушных пузырьках, заключенных в толще льда, достаточно трудно. До похода в пещеру можешь потренироваться в съемке на обыкновенных сосульках. Ледяные кристаллы, в изобилии растущие около входов в пещеры, и достигающие 10 сантиметров в длину, менее трудны для съемки, поскольку прекрасно рассеивают свет. Даже с лобовой вспышкой можно достичь хороших результатов.
Если в кадре присутствует только лед, то можно применить цветную подсветку. Так, синий светофильтр, надетый на вспышку, прибавит картинке контраста. А цвета можно будет потом подправить в фотошопе. Но не перестарайся: обычно мы видим снег слегка синеватым.

Ледяные образования под землей могут принимать самую причудливую форму. Летом они растают, а зимой снова вырастут - но уже совсем другие.
(Каменоломня Ледяная близ г. Старица)
Автор - А.Поляков

Подземная макросъемка

Часто в пещере попадаются мелкие интересные объекты, которые хочется обязательно сфотографировать. Это может быть красивая друза кристаллов, разбуженная летучая мышь или даже пушистый куст плесени, покрытый сверху янтарно-желтыми капельками (зрелище необыкновенно красивое!).
Макросъемка под землей имеет свои особенности. Во-первых, всегда нужно иметь с собой мощный источник света, чтобы можно было осветить объект и навести камеру на резкость (автофокус в подобных случаях работает не всегда). Во-вторых, желательно снимать со штатива, чтобы освободить руки от необходимости держать камеру (иначе придется держать фонарь в зубах, а вспышку направлять в нужную сторону мизинцем левой руки). И, в-третьих, всегда помни о том, что случайно сбитый фотоаппаратом красивый сталактитик вырастет снова только через несколько сотен лет.

Разбуженная летучая мышь-ушан разворачивает свои огромные, больше собственного тела, уши.
(Каменоломни Подмосковья)
Автор - А. Поляков

Постановочная съемка.

Спелеология, как и альпинизм или любое другое экстремальное занятие, требует от человека большого напряжения сил. Поэтому сделать хорошие фотографии с участием людей, снимая на маршруте, практически невозможно. Да и доставать фототехнику и свет, вися в колодце на веревке - дело не слишком приятное. Подожди до подземного базового лагеря. Там, поев и отдохнув, твои товарищи охотно согласятся постоять в героических позах около веревки, на страховке, или просто возле местных достопримечательностей. Тут уже можно будет вовсю развернуться с освещением. Большинство эффектных пещерных фотографий получено именно таким способом. Но постарайся, чтобы фотография не теряла достоверности, иначе твои друзья на поверхности будут считать, что весь смысл хождения под землю состоит в позировании фотографу.

С другими фотоработами авторов, в том числе и подземными, можно ознакомиться на сайтах:
http://sova.rsh.ru
http://www.speleoastronomy.org


На главную страницу
На главную страницу

[Путешествия] [Ссылки] [Спелео] [Юмор] [Гостевая]

Экстремальный портал VVV.RU